Resident Evil, пожалуй, моя любимая серия. Ни одна другая не смогла столь же сильно увлечь и заинтересовать меня. Даже к Fallout и Gothic я не испытываю таких чувств. Помню, где-то полгода вообще не запускал ничего, кроме как RE2. На PlayStation она вышла на двух дисках — неслыханное чудо и странность. Вот мы тогда удивлялись...
Потом была третья часть. Немного другая, с большим открытым городом в начале, но все же в духе первых двух проектов. Когда я полностью исколесил серию Resident Evil, начал искать что-то похожее. Прошел обе Dino Crisis и забраковал Silent Hill— он мне почему-то не нравился. В общем, если и искать истинного поклонника той культовой серии — то он перед вами. Но мне всегда была близка классическая стилистика «Обители зла», а потому четвертую часть я не воспринял. Даже не стал играть. Мол, это уже попытка заработать на бренде, ничего общего с теми проектами ведь уже нет.
Но пятая часть все-таки заинтересовала. И я решил вернуться. Пускай днем, пускай зомби бегают, пускай все не так — но будет ли оно интересно, сможет ли понравится? Это главный вопрос. И, кстати, помогал мне в нем разбираться господин Unleashed, вместе с которым мы и убивали зомби. По ходу материала вы натолкнетесь на наши с ним реплики, которые возникали во время прохождения. Они реальные, только немного отцензуренные.
Другая стилистика
Влюбленные в три первых части вряд ли встретят новую игру с улыбкой на лице. Пятая начинается днем, в Африке, без старых главных героев. Причем уже в затравке нам сразу же говорят, что вот-де какое нынче у нас время сложное — био-терроризм в самом расцвете, а это вам уже не какие-то «Амбреллы» да крысы.
Да и главные герои нынче ходят в паре. Не как раньше, один бегает с одной стороны здания, второй с другой. Ты в участке, я в подвале — мы не встретимся никак. Но в первых частях оно было и логично. Если бы оба персонажа передвигались вместе, пропало бы чувство, когда на те же предметы, смотришь уже другими глазами. Сначала Клэр все оббегала, обыскала, потом пришел Леон. И вроде бы у него есть всего лишь зажигалка, а сколько же она помогла узнать нового! Пусти героев гулять по участку вдвоем, и игра превратилась бы в The Lost Vikings — угадай, кого надо использовать сейчас.
А вот Resident Evil 5 потерял всю «квестовую» часть. Здесь мы задумываемся лишь о том, как лучше прибить очередную пачку зомби, как убежать от опасных противников и как заманить в ловушку главаря. О всяких там статуях и книжных полках забудьте, их нет и в помине. Зато есть настоящие бодренькие перестрелки. И вообще — динамика как таковая. Вы же помните, что зомби бегают, водят машины и палят из пушек почем зря?
Unleashed: Так, тут, видимо, к каждой статуе подбежать следует. Никогда не забуду, как надо было правильный порядок книжных полок в библиотеке установить и светильники правильно зажечь.
Агриппа: Надеюсь, сейчас ничего подобного здесь не будет.
Unleashed: Да не, в такой игре уже головоломки не могут появиться...
Отсюда и потребность в командной игре. Причем я категорически не воспринимаю пятую часть как одиночную. Пробовал играть сам — неплохо. Но вместе с товарищем — это уже намного интереснее. Причем так намного, что я прошу вас — ищите партнеров (гусары — отставить!) — хоть в этой теме. Но играйте парами. Иначе вы потеряете столько, что потом придете ко мне и скажите: «Врал ты, Агриппа, говно твой RE5».
Все ведь знают, что такое Left 4 Dead? Вот и сравните ощущения от командной игры, и беготни по уровням в одиночку.
Unleashed:Так, сейчас дойдем до ключевой точки, сохранимся и я на две минуты afk.
Агриппа: Раньше сохранениями были суровыми. Во второй части как-то картриджи закончились, так три часа бегал, сохраниться не мог. Круги по участку наматывал, ибо и дальше продвинуться не получалось, но и то, что уже сделал, терять не хотелось.
Unleashed: В третьей стало проще — бесконечный картридж, и нет проблем.
Агриппа: Только таскать его лень было, постоянно в сундуки скидывал. Так всегда удобнее...
Да, давайте смиримся с тем, что перед нами уже полноценный боевик. Но боевик не совсем обычный. Есть в нем чисто консольная традиция — делать ставку на заставку. Это и в последнем MGS было, и в FF постоянно встречалось.
После каждого промежутка нам показывают ролик на движке игры. За все время прохождения мы их столько посмотрели... И знаете, ахать не уставали. Во-первых, лицевая анимация — это выше всяких похвал. Каждый раз поражался, насколько живыми выглядят персонажи.
Во-вторых, срежиссировано все как в настоящих фильмах. Это не метафора и не преувеличение — некоторые эпизоды не грех пересматривать отдельно. Как, например, казнь. Или же бой из четвертой части. Те, кто играл, меня поддержат. Они уже в полной мере насладились. Кто еще сомневается, все сами увидят в видео-обзоре.
В-третьих, ролики интерактивны. Не всегда, конечно, нам позволяют что-то сделать, но порой мы можем управлять персонажем во время заставки. Нас окружили зомби на мотоциклах, катаются вокруг, внезапно бьют цепью, и надо успеть нажать нужную клавишу. Потом мы переходим в атаку — опять надо барабанить по загорающимся кнопкам. Причем важно чтобы оба игрока были сосредоточены. А то был у нас случай — бежим по пещере, все рушится, а мы выстукиваем симфонию, то на E нажимаем, то на F, то на V. Иногда надо быстро A-D долбить. Вот несемся, стучим, вдруг персонаж спотыкается, меня просят нажать заветное сочетание клавиш. Все делаю правильно, но герой падает в расщелину. «Нажал ведь, что за на?», — вопрошаю я. «Гы, я этой рукой в носу ковырялся», — звучит в наушниках. В общем, помогайте друг другу.
Кстати, любителям Fahrenheit ролики однозначно понравятся. Во многом похожи они, только здешние красивее и зрелищнее. Для меня это прям как бальзам на сердце. Я ведь старый поклонник приключений Лукаса...
Unleashed: Не, двери здесь открываются как не труъ.
Агриппа: Ага, в старых «Резидентах» было кошерно, правда, когда ты пять часов бегал в поисках чего-нибудь, что наконец-то двинет сюжет дальше — надоедало. Потом, кстати, двери точно так же открывались в Dino Crysis.
Unleashed: Ну да, там же один движок. Я вот второй весь прошел.
Агриппа: Ну, второй это уже вообще что-то левое. Оно ближе к этому «Резиденту». Хотя нет, там вообще какой-то дикий шутер был. Даже здесь мы столько за всю игру не постреляем.
Ну а теперь, собственно, к самой боевой части. Камера нынче следует за персонажем. То есть, пропали те характерные для RE неподвижные ракурсы. Не сказать, чтобы они мне мешали в оригинале. Но сейчас все-таки сражаться проще. Тем более сильно изменились уровни, и использовать старый подход уже невозможно.
Каждая карта реалистичнее и открытее. Раньше все участки были коридорного типа. Сейчас свободы в перемещениях гораздо больше. И даже очень непривычно, что можно бежать в любую сторону. То здание с одной стороны обойдем, то с другой. Еще на крышу обычно залезем и спрыгнем куда-нибудь — иди, как хочешь, ничто не загораживает путь. Это очень характерно для тех глав, где мы сражаемся в городе. Прям физически ощущаешь свободу. И даже немного хочется обратно, в коридоры. Впрочем, здесь их тоже хватает. Более того — их больше всего. Но открытость тоже присутствует, что я всемерно одобряю.
Пожаловаться хочется разве что на несколько неудобное управление. Бегает герой не особо быстро, если прицелился — стой на месте, а бегая, не стреляй. Не хватает привычных для компьютерных боевиков обыденностей. Приходится привыкать и материться в усы... Если вы сражаетесь с шокером — знайте, вы такой не один. Мне тоже грустно.
Unleashed: Слева три негра, убей их, черт побери, быстрее!
Агриппа: Ух, жутко не политкорректная игра. За все прохождение еще ни один белый не помер.
Но в целом бои стали более интересными. Можно проглядеть, как зомби подобрались сзади. Раньше мы лишь не успевали убить всех, но четко видели каждого. Вспоминается бой из пятой части, когда мы вдвоем с Анлишедом заскочили в дом и начали там обороняться от полчищ мертвяков. Вдруг он начинает бегать и орать: «Лаги, лаги! Тупой Live, зомби появляются из невидимости, че за херня?!». А вообще-то мы просто окно не заметили, а через него часть противников и залезла.
Но при всех видимых изменениях, разработчики постарались дать как можно больше отсылок. Большая часть оружия — из оригинальных частей. Мы радовались как дети, когда нашли магнум. Потом долго еще вспоминали, как смачно им сшибали бошки. Пистолетные патроны так же лежат в красных патчках причем там, где их обычно не ждешь. И лечимся мы травой. Красную с зеленой смешал, получил отличную таблетку, полностью восстанавливающую здоровье.
Вот только метод сбора предметов теперь не тот. Раньше мы могли найти что-то в шкафу, за полкой, вообще в странных и чудесных местах. Сейчас все в бочках. Прям как в аркадках — подбежал, разбил, собрал призы. По-детски это, было лучше...
Агриппа: Тю, магнум не снес башку зомби... Да еще и патронов очень мало. Во второй части, кажется, их тоже было немного.
Unleashed: Во второй части их, считай, не было вообще...
Зато что сейчас однозначно хорошо, это просто поразительная свежесть, какой веет от игры. Мне понравилась миссия, в которой надо было стрелять из пулемета. Это не шутка! Я уже лет пять засыпаю над ними, а здесь красиво, бодренько. Причем и пулемет шикарный — Калашников. Мы несемся на огромной скорости, зомби догоняют на мотоциклах и автобусах, кидают в нас что-то. Все красиво горит, порой надо внезапно быстро нажать на нужную кнопку, чтобы не свалиться на землю.
Или же идем по канализации. Вдоль нее лежат три трупа. Мы уже уверены — сейчас встанут. И действительно, приподнимаются немного, мы комментируем, дескать, «фу, банально». И тут у зомби из спины вылезает какая-то тварь и взлетает: «А это уже интересно!».
Да и сами уровни и зомби на них любопытны. Например, пришлось побывать в зараженном племени. Мертвяки бегают в набедренных повязках, с копьями и щитами. Порой стреляют из луков.
Или другая миссия. Надо пройти сквозь шахту. Но там очень темно — ничего не видно. Поэтому один игрок берет большой фонарь в обе руки и идет вперед, а напарник прикрывает его сзади. Причем иначе нельзя. Если боец с пушкой пойдет первым, то ничерта видно не будет — тень все загородит. И необычно очень получается, особенно когда зомби крутятся со всех сторон, и тот, кто светит, начинает теряться. Резко обернется, что-то попытается сделать, а второй уже кричит: «Свет, нихрена не видно, а-а-а! хулиганы зрения лишают!».
Unleashed: Беги сюда, давай в автобус зайдем, там, кажется, патроны лежат.
Агриппа: Слушай, а помнишь во второй части автобус, который в самом начале был.
Unleashed: Да это мое самое яркое впечатление в детстве, нахрен, особенно когда тварь меня за ногу схватить хотела.
Вместе вообще очень интересно все получается. Из-за того, что патронов всегда не хватает, инвентарь маленький, оружия много — приходится распределять роли. Один берет дробовик, другой снайперскую винтовку. Уже и тактика боя выстраивается определенная. У нас же вообще было идеальное «разделение труда». Я купил шокер и «танковал» зомби. Забегал в толпу, бил по кругу, а Анлишед отстреливал тех, по кому я попасть не успевал.
Агриппа: Стой, тут документы. Иди сюда, ща глянем
Unleashed: Угу, об увеличении силы у зараженных пишут.
Агриппа: Ой, многобукв ну его нахрен, пойду патроны собирать лучше. Раньше, помню, приходилось изучать все документы. Там, пароли были, без которых, блин, никак... Интересно, какие там четыре цифры на сейфе стояли, никак не вспомню.
Resident Evil 5 — отличная приключенческая игра. Ее нельзя сравнить с боевиками типа нового Wolfenstein и Bionic Commando. Они просто покажутся дешевыми подделками. Ну что в них, вроде бы, интересного? Истории нет, уровни похожи, враги одинаковые. Нет никакого порыва двигаться дальше. А ведь игры неплохие, достойные.
Но RE5 просто проект более серьезный и глубокий. Это действительно приключение. Ты не знаешь, что будет впереди. Хочешь продвигаться дальше, смотреть эти красивые заставки, проходить уровни. Постоянно появляется что-то новенькое, необычное.
Но, повторюсь, отправляться в это путешествие без товарища — скучновато. Перед нами по-прежнему та интересная игра, с теми же великолепными заставками и красивыми уровнями, с необычными врагами и находками. Но в это нельзя играть одному! Просто потому, что в путешествии должен быть тот, с кем ты можешь поделиться впечатлениями, кто «ахнет», когда вы увидите босса, кто скажет «фу-у-ух, ну неужели», когда с трудом добежите до выхода и подопрете дверь. Иначе все эмоции сгорят внутри вас. Они будут тлеть, как в топке, не вырываясь наружу, затихая и умирая. Ринетесь обсуждать игру на форумы, постараетесь выплеснуть эмоции, но будет немного поздновато. Все самое главное — уже сгорело. Оно ведь так легко воспламеняется...
Причем если у вас нет возможности играть с кем-то по сети, то позовите друга или жену — пусть сядет рядом. Меняйтесь по мере прохождения уровней, сначала играет один, потом другой. Но я не устану повторять — надо играть с кем-то. Ну и все-таки желательно по сети.
Unleashed: Что-то живых здесь как-то дохрена. Раньше столько не было.
Агриппа: Ага, раньше живые либо умирали на наших глазах, либо сдыхали задолго до прихода.
Unleashed: Либо эти живые уже были зомби...
Resident Evil 5 может стать очень интересным игровым впечатлением. Одним из самых ярких за последние месяцы, а может и годы. Но не ждите излишней глубины, хардкорных боев и жесткого командного взаимодействия. Ждите только интересно приключения в особый игровой мир, где есть только вы и ваш друг. И чем ближе друг, тем интереснее игра. Так что не 3D-очки за 300$ нужны для погружения, а хороший товарищ...
Unleashed: Опять вертолет сбили. За последние полчаса — это уже второй.
Агриппа: Если и выбирать профессию в мире Resident Evil, то точно не вертолетчика. За все пять частей хоть один смог приземлиться-то?